Автор Тема: Создание акц. обществ с гос. участием  (Прочитано 15071 раз)

Сергей

  • Посетитель
  • *
  • Сообщений: 1
Здравствуйте, Павел Петрович.
Прошу проконсультировать по вопросу создания и осуществления деятельности акционерных обществ с участием администрации субъекта РФ, фед. органов гос. власти и, конечно, частных организаций.
Какова последовательность действий для создания таких юр. лиц? Какие документы необходимо разработать, утвердить на разных уровнях, в т.ч. федеративном, субъектовом? Каковы особенности создания таких юр. лиц? Какие ошибки наиболее часто допускают и как их избежать?

Михаил Луценко

  • Юрист проекта
  • *
  • Сообщений: 21
Re: Создание акц. обществ с гос. участием
« Ответ #1 : Июнь 12, 2012, 19:44:40 »
Здравствуйте, Сергей.

В ответ на Ваш вопрос  хочу заметить, что Федеральным законом об акционерных обществах предусмотрены Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий, которые  определяются федеральнымзаконом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 процентов акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами ("золотая акция"), определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 процентов принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.

Также при создании ОАО (ЗАО) стоит руководствоваться и иными нормативными актами как тонапример Положением об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами (Золотой акции), Федеральным законом о приватизации государственного и муниципального имущества, Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии,  иными нормативными актами.

Согласно ст. 25. ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»  Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ

1. По решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. При этом доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и приобретаемых соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25 процентов плюс одна акция, если иное не установлено Президентом Российской Федерации в отношении стратегических акционерных обществ.

2. Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться:
- при учреждении открытых акционерных обществ;
- в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ.

3. Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций открытого акционерного общества может быть осуществлено при соблюдении следующих условий:
- открытое акционерное общество в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах приняло решение об увеличении уставного капитала посредством размещения дополнительных акций, оплата которых будет осуществляться в том числе государственным или муниципальным имуществом (с указанием вида такого имущества), а также исключительными правами, принадлежащими Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (с указанием объема, пределов и способа использования соответствующих исключительных прав);
- дополнительные акции, в оплату которых вносятся государственное имущество, муниципальное имущество и (или) исключительные права, являются обыкновенными акциями;
- оценка государственного или муниципального имущества, вносимого в оплату дополнительных акций, проведена в соответствии сзаконодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

4. При внесении государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества количество акций, приобретаемых в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, доля этих акций в общем количестве обыкновенных акций открытого акционерного общества и стоимость государственного или муниципального имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества (ценаприобретения указанных акций), определяются в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" и законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, если иное не установлено Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

5. Особенности правового регулирования отношений, возникающих при внесении федерального имущества в уставный капитал открытого акционерного общества, указанного в пункте 1 части 1 статьи 3 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливаются указанным Федеральным законом.

Сама процедура состоит из следующего:

Шаг 1.
Выбрать организационно-правовую форму –ЗАО, ОАО,

Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать непосредственно учредителями общества, если иное не установлено федеральнымизаконами.
(Однако они участвуют в создании Акционерного общества опосредованно - через ГУПы (МУПы))

Понятно при этом учитывается:
-  % участия ГУПа, МУпа, и  частных организаций;
- в случае превышения 50 % участия во вновь создаваемой организации (например ОАО) ГУПа, МУПа, … понятно такое Общество будет  де факто МУП, ГУП хотя и де- юро сохранятьнезависимость в рамках;
- для участия ГУПа, МУПа в  ОАО организаторам  последнего  необходимо четко представлять для каких целей привлекаются эти органы?

Решение вопросов  получения, например,  земельных участков, добычи полезных ископаемых, разработки недр, получения лицензий и различного рода разрешений, а так же бюджетных средств для освоения  того или иного вида бизнеса,   могут решаться и без привлечения  опосредованных административных ресурсов в качестве участника Акционерного  Общества.

Понятно, что в современных условиях при заинтересованности частных организаторов в решении своих проблем и надежде на быстрое прохождение различного рода согласований организаторы вновь создаваемого ОАО (ЗАО) надеются на быстрое развитие бизнеса и получение дивидендов.  Однако не стоит забывать, что опосредованное участие административных ресурсов в ОАО (ЗАО) предполагает риск расстаться со своим набирающим обороты бизнесом в пользу сильных мира сего на том или ином уровне, ибо везде находятся, прежде всего, люди  со своими амбициями и частными интересами. Даже если и  удалось договориться о решении вопросов и поддержке на одном уровне не факт, что после смены того или иного соответствующего руководителя все останется на том же уровне и тех же условиях.

На мой личный взгляд  субъективно, главной ошибкой, прежде всего,  является создание такого совместного Общества (ООО, ЗАО, ОАО..) при том если инициатором является частное лицо, частная организация, однако если все же желание или иные условия превалируют для привлечения к совместной деятельности различного рода структуры, то необходимо попытаться предусмотреть в уставных документах практически все процедуры и порядок взаимоотношений сторон, порядок принятия  решений,предоставление  отчетности, ознакомление с информацией, получение дивидендов, структуру и порядок  смены исполнительных  органов, проведение и порядок ревизий, выбор соответствующих органов,   и чем больше будут прописаны процедуры и положения по всякого рода вопросам,  тем надежнее и больше вероятность иметь какие-либо гарантии в случае возникновения каких либо спорных вопросов и не понимания между участниками.

По вопросам не имеющим своего освещения скажем в законе Об ОАО, рекомендую  предварительно создать Положения и утвердить их на общем собрании участников до начала активной деятельности,  понятно в рамках не противоречия с законодательством.

Из документов необходимых для предоставления необходимо, прежде всего, ознакомиться с уставами  субъектов претендующих на участие  во вновь создаваемом ОАО (ЗАО),  и отметить в них (уставах) порядок участия в коммерческих проектах и иных организациях (иными словами удостовериться,  имеет ли право данный субъект участвовать в создании ОАО, ЗАО, ООО  и на каких условиях, чьи нужны разрешения, кто является собственником,  ответственными лицами и за что отвечает ...)

Должно быть выпущено постановление Главы администрации муниципального образования об участии  в обществе, на федеральном уровне  пройти голосование депутатов и принятие Решения опять же об участии субъекта в таком Обществе с последующим выпуском Постановления.

В процессе  создания,  при отсутствии сдерживающих факторов,  обычно между сторонами (администрации субъекта РФ, фед. органов гос. власти и, конечно, частными организациями) заключается договор о намерениях о создании Организации (ООО, ЗАО, ОАО...)  с предполагаемыми условиями участия и обязанностями сторон.  После  опубликования постановлений или уверенности что они приняты,  продолжается процедура создания Организации.

Шаг 2.
Выбрать наименование для организации

Наименование коммерческой организации (ООО, ЗАО, ОАО и др) должно содержать:
- указание на организационно-правовую форму (например, ООО, ЗАО, ОАО или др.)
- собственно название организации (например, Бизнес-перспектива, Энергомаш и др.)

Наименование некоммерческой организации помимо указанных выше 2 элементов должно содержать также и указание на характер деятельности (например, автономная некоммерческая организация «Образовательный центр» - в данном случае слово «образовательный» будет служить указанием на характер деятельности организации).

Шаг 3.
Указать какой адрес будет указан в учредительных документах

Понятие «юридический адрес» и «фактический адрес» стойко укоренились в деловой практике, хотя законодательство не содержит таких терминов.
По закону регистрация организации осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (директор, генеральный директор и т.п.)

Если на момент регистрации учредители не определились, где будет находиться организация, то в учредительных документах обычно указывают номинальный адрес, т.е. адрес, по которому организация реально не находится.

Выбирая номинальный адрес необходимо помнить, что в настоящее время в Москве налоговая инспекция борется с ними (опубликованы списки адресов массовой регистрации, организациям, которые зарегистрированы по этим адресам, уже пытаются привлекать к ответственности).

Шаг 4.
Подготовить документы о создании организации.

В первую очередь необходимо подготовить учредительные документы.
- для ООО – это устав и учредительный договор
- для ЗАО и ОАО – это просто устав

Устав должен содержать:
- наименование юридического лица;
- место нахождения юридического лица;
- порядок управления деятельностью юридического лица;
- предмет и цели деятельности юридического лица (для некоммерческих организаций и унитарных предприятий; в предусмотренных законом случаях для других коммерческих организаций; по желанию учредителей (участников) – для коммерческих организаций, когда по закону это не является обязательным);
- другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида (п.2 ст.52 ГК РФ).

Учредительный договор должен содержать:
- наименование юридического лица;
- место нахождения юридического лица;
- порядок управления деятельностью юридического лица;
- предмет и цели деятельности юридического лица (для некоммерческих организаций и унитарных предприятий; в предусмотренных законом случаях для других коммерческих организаций; по желанию учредителей (участников) – для коммерческих организаций, когда по закону это не является обязательным);
- обязательство создать юридическое лицо;
- порядок совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица;
- условия передачи учредителями своего имущества юридическому лицу;
- условия участия в деятельности юридического лица;
- условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков;
- условия выхода учредителей (участников) из состава юридического лица;
- другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида (п.2 ст.52 ГК РФ).

Далее необходимо принять решение об учреждении организации и оформить это:
- протоколом общего собрания учредителей – для ООО с несколькими учредителями;
- договором о создании – для ЗАО с несколькими учредителями;
- решением учредителя – для ООО и ЗАО, если учредитель один.

Вопросы, которые должны быть отражены в решении:
- учреждение юридического лица;
- утверждение устава юридического лица (в случае если в соответствии с законодательством устав является учредительным документом данного юридического лица);
- избрание органов управления юридического лица;
- иные вопросы, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Шаг 5.
Оплатить уставный капитал (только для коммерческих организаций)

Уставный капитал – это имущество организации, которое выступает в качестве гарантии исполнения организаций своих обязательств.
Минимальный уставный капитал ООО и ЗАО – 10 000 рублей.

Уставный капитал ООО должен быть оплачен не менее, чем на половину до момента регистрация. Вторую половину ООО необходимо оплатить в течение 12 месяцев после регистрации.

Уставный капитал ЗАО состоит из акций и по закону 50% акций должны быть оплачены в течение 3 месяцев с момента регистрации ЗАО. А остальные 50% в течение года с момента регистрации.

Уставный капитал может формироваться не только деньгами, но и имуществом (например, компьютеры, оргтехника и др.) стоимость которого будет равняться как минимум 5 000 рублей (половина минимального уставного капитала).

Обратить внимание, что если в ЗАО уставный капитал оплачивается имуществом (не деньгами), то для оценки рыночной стоимости имущества необходимо привлекать независимого оценщика. Для ООО независимый оценщик нужен только, если сумма вклада превышает 20 000 рублей.

Шаг 6.
Оплатить госпошлину:
- 2000 рублей за регистрацию организации;
- 400 рублей за регистрацию индивидуального предпринимателя.

См. также реквизиты для уплаты гос. пошлины в г. Москве.

Шаг 7.
Подготовить документы для регистрации и отдать их в налоговую инспекцию.

В первую очередь необходимо заполнить заявление о государственной регистрации юридического лица по форме № Р11001 и нотариально заверить подпись заявителя.

Затем необходимо проверить наличие следующих документов:
- протокола общего собрания учредителей или договор о создании или решение единственного учредителя о создании организации;
- учредительных документов (устав для ЗАО и устав + учредительный договор для ООО);
- подлинника платежного поручения или квитанции об уплате госпошлины;
- для организаций с участием иностранных юридических лиц - выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе доказательства юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя.

Налоговая инспекция, в которую необходимо подать документы на регистрацию определяется по месту нахождения организации (тот адрес, который указан в уставе).

В Москве вне зависимости от места нахождения организации регистрация организаций проходит в МИФНС № 46 по адресу - 125373, г. Москва, Походный проезд, вл. 3, корп. 1.

Шаг 8.
Сделать печать организации.

По закону ООО и ЗАО обязаны иметь круглую печать с указанием полного фирменного наименования на русском языке и указание на место нахождения общества.
Можно сделать обычную или реестровую печать. Последняя будет зарегистрирована в реестре и на оттиске будет указан регистрационный номер.

Шаг 9.
Получить из налоговой инспекции зарегистрированные документы или отказ в регистрации.
Налоговая инспекция в течение 5 рабочих дней обязана принять решение о регистрации либо об отказе в регистрации.

Обратите  внимание, что налоговая инспекция имеет право отказать в регистрации только в двух случаях:
- представление неполного комплекта документов;
- представление документов не в ту налоговую инспекцию.

Все другие основания отказа являются незаконными и законом предусмотрена ответственность должностных лиц за неправомерный отказ в регистрации.

Налоговая инспекция на следующий день после регистрации обязана выдать зарегистрированные документы.

Шаг 10.
Регистрация во внебюджетных фондах.

Налоговая инспекция в течение 5 рабочих дней после регистрации уведомляет территориальные органы внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ФОМС) и федеральной службы государственной статистики о факте регистрации.

На основании уведомления соответствующий фонд регистрирует организацию в своем ведомстве, поэтому самой организации не надо подавать заявления в указанные органы.

Шаг 11.
Открыть расчетный счет в банке.

Необходимо помнить, что после открытия расчетного счета организация в течение 10 дней обязана сообщить в налоговую инспекцию об открытии расчетного счета. Если организация нарушит это требования, то с нее может быть взыскан штраф в размере 5000 рублей. Для ЗАО -

Шаг 12.
Регистрация выпуска акций.

Для регистрации выпуска необходимо дополнительно подготовить:
- Заявление на государственную регистрацию выпуска;
- Решение о выпуске ценных бумаг;
- Отчет об итогах выпуска ценных бумаг;
- Проспект ценных бумаг (в случае регистрации проспекта);
- Выписку из протокола заседания совета директоров ЗАО или общего собрания акционеров (если в ЗАО нет совета директоров) об утверждении решения о выпуске ценных бумаг, отчета о итогах выпуска ценных бумаг, а также проспекта ценных бумаг (в случае регистрации проспекта).

Понятно, что данные рекомендации являются достаточно общими, и для создания общества лучше пригласить специалистов юристов, специализирующихся на корпоративном праве.
С уважением, Михаил Луценко
Юрист проекта geyko.su